shapka_top3.jpg

Основные полиграфические термины

Б В З К Л М О П Р С Т Ф Ц Ш Э

Б

БЕЛИЗНА БУМАГИ - оптическое свойство бумаги, зависящее от состава бумажной массы (содержание беленой целлюлозы, древесной массы, красителей, наполнителей и др. компонентов).

БЕСШВЕЙНОЕ (КЛЕЕВОЕ) СКРЕПЛЕНИЕ - скрепление листов или тетрадей в книжный блок клеем.

БИГОВКА - предварительное нанесение на материал линий сгибов с помощью тупых дисковых ножей, которые вдавливают и уплотняют материал с частичным разрушением связей в волокнистых материалах. Осуществляется на специальных машинах. От фальцовки отличается несколько иной (более ярко выраженной) линией сгиба, а также возможностью осуществления данного процесса на более плотных материалах.

БЛАНК - бумажный лист, как правило формата А4 и менее, содержащий элементы фирменного стиля или информацию постоянного характера (накладные, акты и т.п.); предназначен для последующего заполнения.

БРОШЮРА - непериодическое текстовое книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц, соединенных между собой при помощи шитья скрепкой или ниткой.

БУКЛЕТ - отпечатанный лист бумаги, сфальцованный любым способом. Иногда заказчики называют буклетом брошюру или журнал. Это неверно.

БУМАГА - материал в виде тонкого листа (толщина 4-400 мкм), состоящий в основном из предварительно размолотых растительных волокон, беспорядочно переплетенных и связанных между собой. В зависимости от способа изготовления и последующей отделки выделяют огромное количество сортов бумаги.

БУМАГА С ТИСНЕНИЕМ - бумага (или картон), на которой машинным способом вытеснен рельефный рисунок по всей поверхности листа.

БУМАГА САМОКЛЕЯЩАЯСЯ - бумага, имеющая на оборотной стороне клей, который до момента приклеивания закрыт специальной бумагой, достаточно легко отделяющейся от основы. Бумага пригодна для печати офсетным, трафаретными др. способами. Бывает разных цветов, а также матовая и глянцевая.

В

ВЕРСТКА - составная часть макетирования. Процесс размещения текстовых и иллюстративных блоков по полю формата с учётом дизайна макета и требований правописания.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА - листок плотной бумаги или картона формата 50х90 мм (реже - иных форматов), содержащий сведения о данном человеке или фирме.

ВОББЛЕР - (англ. wobble — качание) представляет собой кусок плотной бумаги, картона или пластика (чаще всего размером 10х10см или 15х15см) на котором размещена рекламная информация. К нему приклеен двусторонний скотч прозрачной пластмассовой полоски. Второй стороной эта полоска с помощью такого же двустороннего скотча прикрепляться к необходимой вертикальной плоскости (например, полка магазина). На вобблере обычно печатается очень красочное рекламное изображение т.к. такой вид рекламной продукции используется для привлечения внимания за счет движения качающегося вобблера.

ВЫВОРОТКА - явление, когда отдельные элементы получаются не путем их печати или запечатки, а путем запечатывания окружающего пространства.

ВЫСЕЧКА - отделочный процесс для предания фигурной формы. Высечка делается специальными штампами. Профессионалы называют высечку штанцеванием, а штамп - штанц-формой.

З

ЗАЛИВКА (то же, что и плашка) - большая площадь поверхности, запечатанная одним цветом.     

К

КАЛЕНДАРЬ - печатное издание, обязательно имеющее в своем составе календарную сетку (числовая таблица, служащая для определения дня недели в году и месяце).

КАЛЕНДАРЬ КАРМАННЫЙ - календарь формата 70х100, 60х90 мм (реже других форматов) с нанесенным изображением с одной стороны и календарной сеткой - с другой.

КЕГЛЬ (то же, что и кегель) - основная размерная характеристика шрифта. Обозначается цифрой.

КЛИШЕ - рельефная металлическая пластина, используемая для тиснения фольгой, конгревного или блинтового тиснения.

КОНВЕРТ - один из видов носителя фирменного стиля. Служит для пересылки писем и другой информации.

КУБАРИК - стопка бумаги небольшого формата, проклеенная с одной стороны для лёгкости отрыва. Используется для оперативных записей. Как правило, несет элементы фирменного стиля.

Л

ЛАКИРОВКА - процесс облагораживания листовой печатной продукции (бумаги, картона) нанесением на нее (или ее части - выборочная лакировка) полиграфического лака - для придания блеска, жесткости, для создания более надежной защиты от внешних воздействий, для более яркого выделения отдельных деталей изображения.

ЛАМИНИРОВАНИЕ - процесс облагораживания листовой печатной продукции (бумаги, картона) путем припрессовки специальной пленки (бывает матовая, глянцевая; различается по толщине) на печатный лист для придания ему блеска, жесткости, для создания более надежной защиты от внешних воздействий. Различают несколько видов ламинирования - горячее, холодное и др. Производится на специальных устройствах - ламинаторах.

ЛИСТОВКИ - бумажный лист, как правило формата А4 или А5, запечатанный с одной или обеих сторон, в одну- или несколько красок, рекламного или информационного содержания. Предполагает несколько более высокое качество полиграфического исполнения, чем у бланка.

М

МАКЕТИРОВАНИЕ - процесс композиционного размещения рисующих элементов на формате. Конечный результат - макет. Самый последний, подписанный в производство макет - оригинал-макет.

МУАР - дефект, узор, дополнительный рисунок на растровом изображении (оттиске), появляющийся в виде квадратов или волнистых линий. Является полиграфическим браком.

О

ОРИГИНАЛ-МАКЕТ - подписанный в производство макет издания.

П

ПАНТОН (Pantone) - стандартизированная система подбора цвета, разработанная американской фирмой Pantone Inc в середине XX века. Использует цифровую идентификацию цветов изображения для полиграфии печати как смесевыми, так и триадными красками. Эталонные пронумерованные цвета напечатаны в специальной книге, страницы которой веерообразно раскладываются.

ПЕРФОРАЦИЯ (перфорирование) - процесс нанесения периодически повторяющихся отверстий. Выполняется для облегчения разрыва или сгиба по определенной линии.

ПЕЧАТЬ - получение изображения путем нанесения красочного слоя на запечатываемый материал (бумагу, картон, пленку, жесть, пластмассу и т.д.) при помощи печатных машин.

ПЕЧАТЬ ОПЕРАТИВНАЯ - изготовление оперативной полиграфии, т.е. того, чем пользуются не только в рекламных целях, а каждый день (фирменные бланки, визитки, прайс-листы, конверты и т.п).

ПЕЧАТЬ ОФСЕТНАЯ - способ печати, при котором красочное изображение с плоской печатной формы передается на промежуточную обрезиненную поверхность по принципу смачиваемости/несмачиваемости, которое затем передается на бумагу. В зависимости от типа машин способ позволяет печатать от 1 до 8 (12) красок за один прогон бумажного листа через машину.

ПЕЧАТЬ ПОЛНОЦВЕТНАЯ - печать минимум в 4 краски (синяя, желтая, черная, пурпурная - CMYK или др. система), позволяющая воспроизводить цветные оригиналы (например, фотографии).

ПЕЧАТЬ СТРУЙНАЯ - бесконтактная с материалом печать, при которой изображение наносится на запечатываемый материал набрызгиванием специальных красок из сопел малого диаметра.

ПЕЧАТЬ ТРАФАРЕТНАЯ (то же, что и шелкография) - способ печати, при котором краска продавливается через отверстия в специальной (шелковой или иного материала) сетке при помощи движущегося ракеля, разгоняющего краску по поверхности. Позволяет наносить элементы с помощью устойчивых к внешним воздействиям нитроцеллюлозных, алкидных и иных синтетических красок.

ПЕЧАТЬ ФЛЕКСОГРАФИЧЕСКАЯ - разновидность высокой печати с использованием гибких фотополимерных печатных форм. Позволяет делать полноцветную печать на полимерных пленках, толстом картоне, в том числе гофрокартоне.

ПЕЧАТЬ ЦИФРОВАЯ - метод, позволяющий выводить информацию из компьютера непосредственно на формный материал или же прямо в печать. Сохраняет все сильные стороны традиционной офсетной печати - точная цветопередача, гибкость форматов и др.

ПЛАШКА - то же, что и заливка. Большая площадь поверхности, запечатанная одним цветом.

ПОДБОР - процесс собирания отдельных разрозненных листов или тетрадей в необходимой последовательности.

ПОЛНЫЙ ЦВЕТ (ПОЛНОЦВЕТ) - изображение, отпечатанное в четыре краски, CMYK (голубая, красная, желтая, черная).

ПОЛОСА - отдельная страница.

Р

РАСТР - участок печати с неполной заливкой любым цветом, включая черный.

РЕЗКА - один из полиграфических процессов, применяющийся при производстве полиграфической продукции. Выделяют несколько видов: подрезка - обрезка листовой бумаги или картона для придания листам точных размеров; разрезка - разделение резанием оттисков, листов бумаги или картона на определенные части.

С

CMYK (произносится: ЦМИК) - наиболее широко распространенная в мире система цветоделения и печати цветных изображений в четыре краски, а именно - голубой (Cyan), пурпурный (Magenta), желтый (Yellow) и черный (Key color).

СКЛЕЙКА - один из полиграфических процессов, применяемый при производстве папок, коробок и т.п.

СПУСК ПОЛОС - процесс размещения страниц документа на форме в определенном порядке для последующей сборки и переплета в книгу, брошюру и т.п.

СТИКЕРЫ - наклейки (как правило, большого формата).

СУШКА - процесс высушивания печатной краски или лака в процессе печати. Позволяет избегать перетискивания (смазывания краски или частичный переход ее на другую поверхность) и печатать на плохо впитывающих материалах (мелованная глянцевая бумага, картон).

Т

ТИРАЖ - общее количество экземпляров одного и того же издания.

ТИСНЕНИЕ КОНГРЕВНОЕ - процесс выдавливания отдельных участков полиграфического материла для создания рельефного (выпукло-вогнутого) изображения при помощи специальных устройств.

ТИСНЕНИЕ ФОЛЬГОЙ - процесс присоединения фольги (при необходимости разных цветов, интенсивности блеска и др.) к бумаге (картону) при помощи специальных аппаратов.

Ф

ФАЛЬЦОВКА (фальцевание) - процесс сгибания листа (изделия). Осуществляется на специальных машинах на материале плотностью до 200 г/м2.

ФОРМА ПЕЧАТНАЯ - носитель текстовой и изобразительной информации, служащий для многократного получения печатных оттисков.

ФОРМАТ - размер листа полиграфического материала (длина и ширина), размер книги, размер иллюстрации, полосы текста и др. элементов печатного издания.

Ц

ЦВЕТНОСТЬ - количество красок, в которые запечатывается изделие. Обычно принято обозначать при помощи цифр: 4+0, 1+1 и т.д. Первая цифра - количество красок на лицевой стороне, вторая - на обороте.

Ш

ШИТЬЕ - метод скрепления при помощи проволоки, нитей или термонитей.

Э

ЭТИКЕТКА - листок специальной (этикеточной) бумаги небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции и сопровождающий её, приклеиваемый в дальнейшем на поверхность изделия.

<< Назад