shapka_top3.jpg

Выбор бумаги для полиграфической продукции

Любые ожидания получить качественную полиграфическую продукцию могут быть заранее обречены на провал в случае не правильного выбора бумаги. И речь идет не только о качестве конечного продукта, а в том числе, и о успешном воплощении креативных и, иногда, очень дорогостоящих дизайнерских решений.

По этому, целью данной статьи является без лишней технической (технологической) терминологии изложить основные аспекты, которые важно учитывать при выборе бумаги.

1. Типы бумаги для полиграфии

Можно сказать, что разделение на типы бумаги происходит в зависимости от определенного ее внешнего вида и характеристик, которые достигаются в результате разных способов обработки во время производства.

Газетная бумага – по сути самый бюджетный, даже дешевый и низкосортный, вариант для печати. Такой тип бумаги редко привлекает внимание с точки зрения изготовления рекламной печатной продукции. Но это иногда оптимальный вариант если необходимо напечатать очень большой тираж для, которого на первое место выставляется требование по максимальному удешевлению, а износостойкость и внешний вид не имеют значения.

Офсетная бумага – своего рода средний класс, который не всегда подходит для полноцветной печати (например, фото), не даёт полной цветопередачи, но, в большинстве своём, используется для печати однокрасочных или ч/б изображений при цифровой (DIGITAL) и офсетной (OFFSET) печати.

Такая бумага чаще всего используется для изготовления книг, листовок, буклетов, разнообразных упаковок и др.

Мелованная бумага – наиболее часто используемая бумага, которая, в частности, обладает большей белизной и однородностью верхнего слоя. Эти свойства повышают качество полиграфической продукции и гарантируют более высокие показатели при печати.

Мелованная бумага может быть глянцевой или матовой, выбор зависит от конечных требований к результату. Так глянцевая мелованная бумага идеально подходит для печати глянцевых журналов, презентационных каталогов, буклетов и другой полиграфической продукции, которая должна иметь характерный глянцевый блеск и соответственно придавать продукту дороговизну и люксовость, а также она более тонка на ощупь. Что касается матовой мелованной бумаги, то ее использование позволяет добиться более контрастного и яркого изображения, а также она более толстая на ощупь. В результате такой вариант наиболее оптимален для печати материалов с высокой степенью запечатки, например, художественных  каталогов.

Это три основных типа бумаги, но учитывая последние тенденции в полиграфии хотим так же отдельно рассказать про  дизайнерскую бумагу (картон)  и крафт-бумагу (картон).

Дизайнерская бумага (картон) – такой тип материала используется реже в силу своей дороговизны, но он уже приобрел популярность у тех заказчиков, которые ищут новые решения и желают выделить свой продукт.

Причина высокой стоимости – специальная технология изготовления и, как результат, уникальность свойств и внешнего вида (например, полное тонирование или структура полотна в один цвет, разнообразие возможной текстуры поверхности, металлизированность и т.п.). Конечно, работа с такой бумагой имеет свои особенности и может сопровождаться ограничением количества возможных технологий печати и послепечатных процессов. Но многие дизайнерские решения наилучшим образом могут быть реализованы как раз за счет использования дизайнерской бумаги, а иногда даже самый простой дизайн приобретает свою оригинальность и привлекательность за счет фактуры дизайнерской бумаги.

Крафт-бумага (картон) – по сути это высокопрочный упаковочный материал, который долгое время ассоциировался исключительно с упаковкой из советского прошлого :) . Но веяния моды и ЭКОлогичность, а также поиск оригинальных решений вдруг подняли данный материал на новый уровень. Сначала начали появляться эко-пакеты из крафт-бумаги, что было очень практичным решением учитывая ее прочность. Далее успешность такого опыта привела к более смелым решениям, а именно, использованию его в изготовлении модных коробок, конвертов и даже открыток.

2. Основные характеристики бумаги

Плотность бумаги.

Единицей измерения плотности бумаги является грамм/квадратный метр (г/м2), то есть плотность бумаги говорит про ее фактический вес. Например, если лист бумаги размером 1м2 обладает плотностью 150 г/м2, значит его вес равен 150 г.

Плотность бумаги определяет ее толщину и степень прозрачности. Для сравнения плотность газетных бумаг составляет от 35 г/м2 и доходит до 65 г/м2, а плотность мелованной бумаги – от 75 г/м2 и до 350 г/м2.

Выбор определенной плотности обуславливается требованиями к конечному продукту, например, для плакатов плотность должна составлять от 135 г/м2 до 200 г/м2, для обложек журналов и упаковок можно рассматривать плотность в районе 200 г/м2, а внутренние листы журналов и календарей зачастую печатаются на бумаге плотностью от 80 г/м2 до 130 г/м2.

Толщина бумаги.

Единицей измерения толщины бумаги является мкм (микрон). Она является важной характеристикой как для заказчика (с точки влияния на внешний вид), так и для исполнителя т.к. оборудование типографии может иметь ограничение по толщине бумаги.

Одним из распространенных заблуждений является мнение, что чем больше плотность бумаги тем больше толщина листа.  Уже давно не корректно говорить про такую прямую зависимость т.к. на сегодняшний день за счет высокой степени спрессованности можно получать очень плотную бумагу при этом не увеличивая ее толщину (это очень актуально при печати внутреннего блока толстых журналов и книг). То есть не всегда более тонкий лист бумаги обладает меньшей плотностью чем более толстый лист. Кроме того оценивая толщину бумаги необходимо учитывать такую характеристику как пухлость бумаги.

Пухлость бумаги.

Пухлость бумаги измеряется в см3/г и характеризует степень спрессованности бумаги. То есть чем выше значение пухлости бумаги тем она легче, но при этом толще.

Заказчики могут осознанно пойти на выбор более пухлой бумаги с целью уменьшения затрат (за счет уменьшения веса такая бумага стоит дешевле), но при этом желая получить в итоге, например, внешне более солидный (пухлый) буклет.

Белизна бумаги.

Белизну бумаги измеряют в процентах и лидером по этому показателю является мелованная бумага, чем больше слоев меловки тем больше процент белизны. 

Иногда данный параметр не является важным для заказчика, как пример можно привести случаи использования крафт-бумаги.

Впитываемость бумаги.

Это довольно специфическая характеристика, но, тем не менее, довольно важная. Нужно помнить, что краска не должна впитываться в бумагу, она должна высыхать на ней. Поэтому чем ниже степень впитываемости тем лучше. В противном случае мы получим более блеклый (тусклый) цвет или даже эффект «кляксы».

Конечно это не все характеристики бумаги, но их можно назвать основными для возможности принятия первичного решения заказчиком. Оценкой/анализом других характеристик (химических, физических, оптических и др.), в большей степени занимается технолог. На этапе утверждения технического задания для печати технолог может дополнительно обсуждать с заказчиком отдельные характеристики выбранной бумаги (в случае если это может повлиять на конечный результат).

3. Форматы бумажного листа

Можно значительно минимизировать такой неизбежный технологический нюанс как обрез полиграфической бумаги, если при создании макета для печати (формата верстки) учитывать формат бумажного листа.

Конечно, наименьший процент обрезки происходит при печати такой продукции как евро флаера, флаера, листовки, визитки, календари и т.п (стандартные, правильные геометрические формы). Но и при печати более сложных дизайнерский решений можно значительно сократить количество «впустую потраченной» бумаги, если при разработке формата верстки дизайнер уточнит у технолога/печатника типографии оптимальные форматы.

Научиться выбирать правильный тип бумаги под разные виды продукции на самом деле не сложная задача, это скорее вопрос приобретения сноровки :) . Поэтому лучше уделить немного времени освоению базовой информации и тем самым обезопасить себя от досадных ошибок в будущем.

<< Назад